Главная » Автопортрет в творчестве передвижников » Два автопортрета И.И. Левитана. Автопортрет 1893 года

Два автопортрета И.И. Левитана. Автопортрет 1893 года

Второй автопортрет написан через 13 лет. Исаак Левитан уже – имя!  Уже он побывал в Париже и познакомился с  «барбизонской» школой пейзажистов. Уже он увидел импрессионистов, с их светлой, построенной на сочетаниях дополнительных тёплых и холодных цветов, палитрой. Уже он знает, что болен и побывал в Крыму. Он дружит с  Антоном Павловичем Чеховым.

У него роман с его ученицей, замужней Софьей Кувшинниковой. Его работы становятся воплощением «русского пейзажа». Это раздражало учителей и соучеников в МУЖВЗ, так же раздражает многих и в пору его расцвета, как живописца. Палитра его высветляется. Мазок кисти становится более широким. В работах виден темперамент художника, его страсть, его поглощенность цветом. Основная цель — передать состояние, настроение ландшафта.

В 1891 Исаак Ильич Левитан становится участником художественных передвижных выставок Товарищества. Он выставляет свои работы на выставках Товарищества. Третьяков  покупает  его работы.

12levitan (2) И опять в 1892 году, как «не крещеного еврея», его высылают из Москвы. Художник использует своё изгнание, как творческую поездку. Он пребывает, какое-то время, в Тверской и Владимирской губерниях.  Этот эпизод заканчивается, благодаря друзьям, хлопотавшим о возможности возвращения Исаака Левитана в Москву, благополучно. В довершении всего художник привозит из изгнания знаменитую картину «Владимирка» 1892, которая воспроизводит, ведущую вдаль дорогу, по которой в Сибирь шли каторжане.

Всё чаще смертельная тоска и депрессия поглощают сознание живописца. Именно в этот период написан второй автопортрет.

Это последнее слово к оставшимся.

levitan2Живопись прозрачна и виден сквозь свободные широкие мазки коричневый холст. Это почти рисунок кистью. Форма моделируется  монохромно — светом и тоном. Модный галстук, корректный воротничок рубашки, хорошо сшитый костюм.

Шевелюра подстрижена и отступает от линии высокого мощного лба, густая короткая борода, круги под прищуренными глазами, гордо поставленная голова. Свет падает сверху, затеняя лицо, но, не скрывая горького выражения лица. Уголки губ опущены вниз, и впалые щёки дают представление об общем состоянии. Это уже не бедный студент, загнанный нищетой и властями. Это – гражданин мира.

Не забудем — это автопортрет. Художник смотрит в себя и изучает себя, как посторонний предмет. Можно сказать, что в этом автопортрете мы видим «пейзаж» лица. Общий смуглый желтоватый цвет лица в области лба почти светится, чёрные волосы и борода, а также галстук создают обрамление этого  светлого пятна, привлекая внимание зрителя и подчёркивая траурную ноту в передаче настроения работы. Остальному изображению почти не уделяется внимание.

Сиена жженная, смешанная с ультрамарином, даёт мерцающий перламутровый тон, который почти не изменяется  на протяжении прописывания фона, плеч и груди. Всё пространство работы уходит вглубь, и в центре внимания зрителя — лицо. Здесь есть всё: сдержанная гордость, трагичность предчувствия смерти, сознание собственной значимости.

 

Заключение

Он не написал ещё «Над вечным покоем» (1894)!

13levitanСветлое умиротворение и величие российских просторов, над которыми покоится  крохотная церквушка, как бы в контексте судьбы художника, несёт провидческий   смысл. Можно предположить, что так себе представил художник своё последнее прибежище.

Как  музыкант изъясняется языком звуков, как скульптор выражает свои идеи языком форм, как писатель выражает свои мысли словами языка, на котором он говорит, так  живописец  осуществляет свои замыслы,  используя язык красок. Цвет и  тон, пятно и линия, свет и тень – вот инструменты, которыми оперирует живописец, создавая задуманную картину.

В 1900 году 4 августа художник умер в 40 лет от разрыва сердца, не успев закончить одну из трёх больших основополагающих его картин, «Озеро». Эта работа будет  показана на  посмертной выставке.

16levitan

 

 

 

 

 

 

 

Зачем пейзажист пишет  себя?  Автопортрет- это послание во времени.

По автопортретам сложно изучать историю живописи или отдельные течения в изобразительном искусстве, но можно изучать время.  На языке своего искусства, оставляет художник послание во времени для современников и потомков.

Исаак Ильич Левитан во всём, что он делал, был талантлив. Свидетельства тому оба автопортрета.

 

Два автопортрета И.И.Левитана Автопортрет 1880 года

Два автопортрета И.И.Левитана Автопортрет 1893 года

Посмотреть еще картины Левитана И.И.

Автор И. Шмитц