Главная » Художник Ге Н.Н. » Ге Н.Н. «Саул у Аэндорской волшебницы». Описание картины

Ге Н.Н. «Саул у Аэндорской волшебницы». Описание картины

1856 г. Холст, масло. 288 х 341 см. Русский музей, Санкт-петербург, Россия

Описание картины Ге Н.Н. «Саул у Аэндорской волшебницы» 

В своих работах Ге стремился не только поднимать масштабные философские вопросы, но и делал это с большим мастерством. Особенно ему удавались сакральные библейские сюжеты, бередившие умы богословов на протяжении многих веков. «Саул у Аэндорской волшебницы» или «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» — восхитительный шедевр кисти Николая Ге, за исполнение которого живописец был удостоен большой золотой грамотой и поездкой в Италию на обучение и стажировку.

Сюжет картины таков: готовясь к битве с фелистимлянами, царь Саул решает обратиться к волшебнице за пророчествами – правитель перестал видеть сны и верует, что его связь с Богом утеряна. Однако непросто найти волшебницу, сам Саул приказал выселить всех магов и чародеев, опасаясь проклятий и наворотов. Оказавшись у колдуньи, та спросила его, дух какого человека желает вызвать Саул. Решение царя было удивительным – ответ он хочет услышать от Самуила, человека который ещё при жизни предсказал гибель правителя и всех его сыновей.  На этот раз Саул хочет услышать другие слова от Самуила, но дух его в точности повторяет давнее пророчество – в битве с фелистимлянами царя ожидает смерть. Несчастный Саул падает навзничь на землю, лишившись последней надежды – это момент и запечатлел Ге.

Кто явился на самом деле Саулу? Был ли это дух или колдунья просто шарлатанка? Возможно ли вызвать духа из того света вообще? Эти вопросы стали предметом многочисленных дискуссий. Ге не ищет ответы и не иллюстрирует свою правду – он мастерски отображает библейскую историю в том виде, в котором она дошла до нас.

Картина выполнена в мрачных тонах с использованием цветовых контрастов – белое одеяние духа и красная мантия Саула выразительно выделяют их на тёмном фоне как квинтэссенцию всего сюжета. Все фигуры переданы несколько скульптурно, что ничуть не уменьшает выразительности героев.

Внимательный зритель без труда заметит академическую манеру письма, а также следованию традициям Карла Брюллова. Однако ни эта строгая стилистика, ни подражание великому Брюллову, ни в коей мере не помешали молодому талантливому художнику создать красочное самобытное и очень выразительное полотно.

Лучшие картины Ге Н.Н.