Главная » Художник Нестеров М.В. » Нестеров М.В. «За приворотным зельем». Описание картины

Нестеров М.В. «За приворотным зельем». Описание картины

1888 г. Холст, масло.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, Саратов, Россия

 Описание картины Нестерова М.В. «За приворотным зельем» 

Картина Михаила Нестерова «За приворотным зельем» написана под непосредственным влиянием постулатов передвижников, а именно под воздействием их трепетного отношения к бытовому жанру.

Первое, что заставляет остановиться на этой картине – лицо девушки. Можно только восхищаться и удивляться, как удалось художнику через  столь не крупно выписанную фигуру изобразить такие глубокие эмоции: невероятно глубокую печаль из-за неразделённой любви отражают глаза, безысходность и отчаяние сквозит в вяло опущенных руках, поджатые губы твердят о смущении, которое испытывает героиня, прибегнув к последней ниточке-надежде приворотному зелью.

Удивительно, но как прекрасно грустное лицо девушки! Молодая девушка с печальным выражением – это устойчивый лейтмотив во многих картинах художника.  Исследователи предполагают, что печальные женские образы – это непередаваемая боль утраты по жене Нестерова, которая умерла очень рано при родах.

В углу картины нас ожидает ещё один действующий персонаж – старец, колдун, знахарь, на что указывает не только его борода, конусообразная шапка и уединённое жилище, но и что-то вроде оберега на поясе.  Его нахмуренные брови выражают понимание, и даже сочувствие – только взглянув на печальную красавицу, он знает про все её сердечные терзания.

Контрастом к этой, в общем-то, печальной сцене служит буйно разросшаяся растительность вокруг девушки – такую приглушённую, любовно выписанную зелень можно найти на многих полотнах мастера. Так называемый, «нестеровский» пейзаж всегда одухотворён с лирическими героями его картин.

Мы не знаем, чем закончится эта история – получит ли девушка зелье и обретёт счастье, или уйдёт так и не решившись поднять свой взгляд на старика. Живописец лишь заставляет нас сопереживать, и мы, как будто, и сами становимся невольными участниками сюжета, а милая девушка смущается не только перед старцем, но и под нашими, пусть и сочувствующими, взглядами.

Лучшие картины Нестерова М.В.