Главная » Художник Перов В.Г.

Художник Перов В.Г.

0Время, в которое появился на свет Василий Григорьевич Перов, щедро наделенный от природы самобытным талантом, художник, как раз нуждалось в этой неординарной личности. Подходил к концу 1833 год, точно не установлено – 21 или 23 декабря (2 или 4 января 1834), в Тобольске, в семье местного прокурора Г. К. фон Криденера, от внебрачной связи с мещанкой Акулиной Ивановой, родился сын.

То, что сановник не отказывался от отцовства и, в скором времени обвенчался с матерью будущего художника, во времена показного благочестия, особой роли не сыграли. Василий, так был назван при крещении ребенок, не мог носить фамилию отца. Некоторое время он был записан на фамилию «Васильев», полученную от имени крёстного отца. Впоследствии местный дьяк, обучавший парня грамоте, заметил усердие ученика во время занятия каллиграфией, и прозвал его «Перовым», что затем преобразовалось в фамилию, и было закреплено на официальном уровне.

В 12-летнем возрасте, а в это время способности к рисованию уже были довольно заметны, Василий становится учеником арзамасской художественной школы, и осваивает азы рисования и живописи. Окончить школу он не смог, причем сделал это из принципиальных соображений, не желая нарушить обет, данный матери, не иметь дела с дурными компаниями.

Дальнейшее художественное образование юный Перов продолжает дома. Копирование работ известных художников становится для него неинтересным, и он самостоятельно создает картину «Распятие», работу, после которой в его таланте перестают сомневаться родные. В это же время проявляется его сострадательное отношение к тяжелому крестьянскому быту и, одновременно, неприятие к чванству и духовной ограниченности богачей и власть имущих.

В 1853 году, В. Г. Перов приезжает с матерью в Москву, и поступает в Московское училище живописи и ваяния. Спустя три года получает малую серебряную медаль за портрет своего брата, Николая. Правда, до этой награды, молодой художник отведает столько испытаний, что они только по Божьему промыслу не привели к трагической развязке. Будет и разнузданная жизнь, и периоды отчаяния, когда художник переставал верить в свой талант, и полуголодное прозябание.

Большая серебряная медаль, полученная художником в 1858 году за работу «Приезд станового на следствие», стала подтверждением незаурядного дарования В. Г. Перова, и заставила говорить о нем, как о будущей известности.

Не решившись отослать в Академию работу «Сцена на могиле», он с удвоенной энергией и упорством принимается за «Первый чин», картину, поразительно точно передавшую внутренний мир персонажей и духовное состояние жителей той эпохи. В 1860 году, за эту работу, он удостаивается заслуженной награды – малой золотой медали, и переезжает в Санкт-Петербург. Художник с увлечением работает над новыми проектами.

3perovНесмотря на разноречивые мнения по поводу работы «Проповедь в селе», Императорская академия художеств награждает за нее В. Г. Перова большой золотой медалью. Кроме этого, появляется возможность работать и совершенствоваться за границей на государственные средства. После женитьбы в 1862 году на Елене Эдмондовне Шейнс (или Шейниц), молодая чета посещает ряд известных немецких городов, и затем останавливается в Париже.

Работа вне родины не пошла для таланта на пользу, и здесь он понял, что трудиться должен там, где находятся его корни и знакомо все до мелочей. Правдиво изложив эту позицию в соответствующем прошении и, получив разрешение Совета Академии прервать оговоренный трехлетний срок поездки, В. Г. Перов в 1864 году покидает заграницу и селится в Москве.

Постепенно уходит страстное желание обличать пороки чиновников, духовенства, да и вообще, менять окружающий мир «в лучшую сторону», но лица изможденного и обездоленного народа, по-прежнему присутствуют на картинах. Жизнь устраивает новые испытания: умирает жена (1867), а впоследствии и двое старших детей. Сам художник заболевает чахоткой.

Поочередно следуют премии, присуждается звание академика, работы имеют успех на выставках, в том числе, заграничных. Знаменательным становится 1870 год: Академия художеств удостаивает званием профессора (работы «Странник», «Птицелов»); вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. В этом сообществе художник состоял шесть лет и  покинул его в 1877. На следующий год, В. Г. Перова назначают преподавателем училища живописи и ваяния. Возложенные обязанности исполнялись им со всей добросовестностью, до самой его кончины.

В последние годы жизни работал над «Евангельской» тематикой. Пробовал себя как писатель, печатаясь в журнале «Пчела» и «Художественном журнале».

Коварная болезнь прогрессировала, и в поведении В. Г. Перова стали появляться странные поступки. Безвозвратно потерян ряд работ, которые он испортил, а особо непонравившиеся ему картины, уничтожил.

Последние месяцы и дни жизни, сопровождались для него мучительными болями. Лучшие врачи, и его вторая жена, Елисавета Егоровна, старались облегчить страдания больному как могли, но 29 мая 1882 года, устав сопротивляться чахотке, сердце художника остановилось навсегда. После перезахоронения, прах В. Г. Перова покоится на монастырском кладбище в Донском монастыре.

Лучшие картины Перова В.Г.