Главная » Художник Поленов В.Д. » Поленов В.Д. «Сказитель былин Никита Богданов». Описание картины

Поленов В.Д. «Сказитель былин Никита Богданов». Описание картины

1876 г. Холст, масло

Описание картины Поленова В.Д. «Сказитель былин Никита Богданов» 

Картина, изображающая типажного сказителя былин, была создана в то время, когда Поленов находился в поисках своего пути в изобразительном искусстве, смело «перебирая» и «пробуя на вкус» все жанры. Живописец не был страстным поклонником портрета, но эта картина выделяется не только среди всего творчества Поленова, но и среди всего художественного наследия передвижников.

Дело всё в том, что Поленов, своего рода уникальный художник – будучи, страстным поклонником идеи «передвижничества» он не рвал с прошлым, не отрицал заслуги «отцов» искусства, и этим как раз и отличался от своих сотоварищей. Свои работы он создавал, досконально освоив до  этого академическую традицию и принципы построения классической композиции. Живописец был всепримиряющ – объединяя в своём творчестве новое и старое.

Вот и полотно представляет собой сплав портретного жанра с остросоциальной тематикой, которая просто перевоплощает сам жанр в нечто совершенно иное по качеству и эмоциональности.

Зритель видит старого сказителя былин Никиту Богданова. Крайняя нищета, усталость, страдание красной нитью проходит сквозь всё полотно. Взгляд непременно устремляется на ноги сказителя – разбитые лапти с завязками, в которых он прошёл не одну сотню километров, зарабатывая на жизнь искусством рассказчика,  вкупе с дряхлой одеждой главным образом создают настроение работы.

Второй кульминационный момент картины – лицо Никиты Богданова. Оно усталое, изрытое морщинами, простое, но при этом умное и какое-то благородное.

Понятный герой, понятный фон — это то, что требовало искусство того времени, в лице художников-передвижников, для выставки которых и была создана эта картина. Но не только стремление влиться в новое прогрессивное общество живописцев руководило Поленовым, скорее это полотно можно назвать первым проявлением интереса художника к древнерусской культуре. Позже этот интерес выльется в серьёзное изучение этого исторического пласта, что приведёт Поленова в абрамцевский кружок.

Лучшие картины Поленова В.Д.