В 1877 году молодой Василий Дмитриевич Поленов поселился в Москве.
Художник снял квартиру в Трубниковском переулке, который мы теперь причисляем к Арбатским переулкам. Храм Спаса Преображения, находящийся неподалёку, можно увидеть в знаменитом пейзаже Поленова «Московский дворик». Этот мотив находился с одной стороны дома, где жил художник, в то время, как старинный дом, изображенный в « Бабушкином саду», располагался по другую сторону этого строения.
Урождённый петербуржец, насмотревшийся на чиновничий распланированный Санкт Петербург, дипломант художественной академии, только что вернувшийся из поездки по Италии и Франции, где он мог насладиться живописью итальянского Возрождения и французского Импрессионизма.
Подружившись с И.Тургеневым и войдя в ближайший круг писателя, Поленов смог вникнуть в художественный метод не только постимпрессионистов, но и «барбизонской группы». Тургенев располагал собранием произведений этой группы. Восприняв кое-какие принципы работы с цветом, Поленов писал свои интимные сюжеты с размашистостью Франса Хальса и с точностью Моне.
Его живописная виртуозность сочетается с романтической настроенностью сюжета, т.н. «тургеневских мотивов».
Архаичная простота и умиротворённость московской жизни экзотически контрастировала в глазах Поленова со всем его предыдущим опытом.
Здесь же, в Москве его поразила старинная русская архитектура. И он создаёт целую серию живописных произведений точно воспроизводящих сохранившиеся храмы и палаты.
Изысканная колористическая гамма «Бабушкиного сада», утончённая передача чисто живописными средствами всей прелести архитектурной. Почти руины эффектно контрастирует с залитой светом летнего дня садовой дорожкой и затенёнными разросшимися растениями, когда-то видимо бывшими садом.
После пожара 1812 года Москва застраивалась так называемыми типовыми домами. Типов было в сущности три: для высшего дворянства — согласно рангу, для купечества и для дворянства средней руки и для мелкопоместных. Дом, изображенный на картине «Бабушкин сад» относится ко второй категории.
Семья этих женщин знавала лучшие времена. Об этом свидетельствуют мощные коринфские колонны под украшенным лепниной фронтоном, когда-то торжественный вход с лестницей ведущей сразу на второй этаж, большие окна, чугунная решетка перил. Это ностальгия по «дворянскому гнезду», по таинственному времени 18 века. В последствие критики напишут, что Василий Дмитриевич в своих грустных и тихих пейзажах предвосхитил интровертную концепцию «Мира искусства».
Посмотреть еще картины Поленова В.Д. с описаниями
Автор И. Шмитц