Главная » Художник Серов В.А. » Серов В.А. «Похищение Европы». Описание картины.

Серов В.А. «Похищение Европы». Описание картины.

Серов В.А. «Похищение Европы»

1910 г. Картон, темпера. 71 x 98 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Серова В.А. «Похищение Европы» 

Под впечатлением поездки в Грецию и на Крит художник обратился к мифологическим сюжетам. В уединении на даче в течение 1909-1910 гг. Серов писал эскизы на 2 темы – «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая». Первый сюжет сохранился в 6 вариантах, 2 – в 5, причем ни 1 начатая картина не была закончена.

Знаменитый миф о похищении Зевсом, обернувшимся для этого быком, финикийской царевны-красавицы Европы лежит в основе теории о зарождении европейской цивилизации. Сыновья Европы стали приемными детьми критского царя, отсюда и пошли европейцы.

Любимейший из сюжетов мирового искусства Серов трактует совершенно по-особенному – условно. Волшебного мира сказки не получилось: морская вода с пеной, ныряющие дельфины, сама фигурка Европы на спине гигантского чудища прорисованы условно, с высокой декоративностью. Быка Серов писал практически с натуры – он нашел достойный экземпляр в Италии, но 1 бык не улучшил восприятие картины. Эффект декоративности усиливает необычное пространственное решение: почти одноцветные плоскости «стирают» перспективу. Картина решается почти как барельеф. Этот же сюжет Серов пытался повторить в фарфоровой скульптуре.

Эскизы «Похищения Европы» различались друг от друга в основном по цветовой гамме. В первых преобладали коричневатые, оливковые и серо-голубые тона, в последних сочетались синее море, белая пена и оранжевый цвет быка. При этом большие цветовые плоскости только кажутся одноцветными. На самом деле они не закрашены одной краской, а написаны небольшими мазками и градуированы тонкими переходами близких цветов.

Лучшие картины Серова В.А.