1889 г. Холст, масло. 249 x 187 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Описание картины Васнецова В.М. «Иван царевич на сером волке»
Близкая душе каждого картина «Иван Царевич на Сером Волке» — излюбленная иллюстрация к известной сказке. Пожалуй, сложно найти человека, который бы познакомился с ней ещё в детстве, листая детские книги.
Мчится сквозь дремучий лес огромный сказочный волк, на могучей спине которого уместились храбрый царевич и прекрасная кроткая Елена. Это сказочный сюжет нашёл своё отражение в неповторимом полотне великого мастера, который лёгким взмахом кисти погружает своего зрителя в чудеса и волшебство.
Яркие несколько лубочные фигуры главных сказочных героев противопоставлены тёмному мрачному лесу, оживляют, который лишь там-сям кувшинки, робко выглядывающие из болота да цветущая ветка яблони, как символ надежды и счастливого конца погони.
Несмотря на то, что зрителю хочется остановиться на каждом фрагменте работы: красочном убранстве персонажей, внушительном грозном животном, непроходимой чаще, картина неизменно рождает стремительное движение. Мы как будто на бегу выхватываем мчащихся персонажей, стремительно удаляющихся от погони – с глубины картины несётся волк со всех лап, развиваются длинные волосы Елены, где-то позади, летит красочно украшенный меч царевича.
Лицо Ивана спокойно и решительно, лицо прекрасной спутницы, как водится, красиво и спокойно – она полностью доверилась своему мужественному спасителю. К слову, лицо героини имеет реальный прототип – это племянница знаменитого мецената и близкого друга Васнецова, Саввы Мамонтова, Наталья.
Примечательной фигурой является волк. Первое, что бросается в глаза – это устрашающие размеры животного, однако, он не вызывает чувство страха, напротив, в его облике мы видим неутомимого спасителя и помощника. Очень долго можно всматриваться в глаза сказочного волка – глядящие прямо на зрителя, они непохожи на глаза животного, в них читается мысль и осознанность. Существует мнение, что существо, которое изобразил Васнецов и не волк вовсе, а скорее оборотень или волколак (что не противоречит древнеславянским мифам).
Кроме обычного созерцания сказочных героев, заслуженного восхищения мастерством художника, картина навевает и философские размышления – о смелости и бесстрашии, тёмных силах и светлых, о победе добра над злом.
Лучшие картины Васнецова В.М.